Исповедь

Суть Таинства Исповеди.

В этом разделе мы поговорим об исповеди – что есть Таинство Исповеди. Священник, принимая исповедь, является свидетелем, но не ментором между исповедующимся и Самим Богом. В чинопоследовании есть такие слова: аз свидетель есмь (я свидетель). Тот, кто исповедует свои грехи, исповедует их только Богу, а не священнику. Из этого складывается устроение исповедующегося – ему нужно восстановить связь с Богом, очистить себя для этой связи, для Христа. Церковь есть жизнь в Таинстве Богообщения – великое делание, приобщающее человека к жизни вечной. Господь Всеведущ и Вездесущ. Ему ясно видны все наши грехи и изъяны. Но для нас важно выработать правильное отношение к своим грехам и порокам – всему тому, что мешает соединиться со Христом.

Покаяние, как долговременный жизненный процесс, приучает душу, ум и сердце к тому, чтобы всегда пребывать с Господом, взращивая для этого положительные навыки (добродетели) и истребляя отрицательные (пороки). С одной стороны – это очень болезненный и сложный процесс. С другой – как только человек осознает тяжесть грехов и из-за этого сталкивается с проблемой богооставленности, покаяние становится неким врачующим элементом, необходимым средством, которое не всегда приносит только одно утешение, но иногда и боль, как при хирургической операции. И все это совершается в Таинстве человеческой души, Таинстве, сокрытом от посторонних глаз и ушей, Таинстве ради Господа, ради соединения с Ним и приобретения истинной свободы от греха и порока. Большего счастья, чем быть со Христом, не существует. Цель покаяния как долговременного процесса и Исповеди как Таинства есть исправление собственной жизни, соединение со Христом, примирение с Церковью. Тот, кто искренне исповедуется в своих грехах, тот отрицательно относится к своим негативным поступкам и ищет любой возможности, чтобы избавиться от их последствий, понимая, что совершенные преступления не есть жизнь, что в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1, 4).

В Таинстве Исповеди прощаются грехи, и это в свою очередь настраивает человека на новую жизнь, жизнь в Боге. Иногда подготовке к исповеди предшествует пост и воздержание по благословению духовника. Но главное в том, чтобы сам кающийся осознавал тяжесть и пагубность греховной жизни, обращался к Богу в молитве об исправлении и об очищении. Жизнь во грехах есть жизнь болезненная как для души, так и для тела. Чистота души и тела являются естественным состоянием. К этому призывает Церковь, об этом говорит Пророк и Креститель Господень Иоанн: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 3, 2).

Практическая сторона исповеди.

Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
(Иез. 33, 11).
 
Исповедь по определению на является сеансом психотерапии, — это не психоанализ и никакая другая практика, направленная на создание внутреннего баланса (гармонии) или решения опять же некой внутренней проблемы (комплекса) посредством различных психологических (психиатрических) приемов и методик. Исповедь – это и не диалог с батюшкой с целью решения каких-то своих личных проблем или ухода от личной ответственности за совершенные грехи, но в первую очередь это примирение с Богом, с Его Святой Церковью – об этом свидетельствует разрешительная молитва в конце исповеди. В исповеди нуждается тот, кому очень нужен Бог.  
 
Утрачивая из-за своей греховной жизни чистоту, которая была получена в Таинстве Крещения, человек осознает катастрофу своей души изнутри и оказывается перед очень серьезным выбором быть либо с Богом, либо перейти на противоположную сторону и продолжить жизнь как ни в чем не бывало. Второй выбор не требует от человека никаких усилий – достаточно просто договориться с совестью, если она, конечна согласна на договор. В противном случае человек всю оставшуюся жизнь успешно обходится и без нее. 
 
История Церкви изобилует примерами, когда грешники, утратившие душевную чистоту и осознавшие опасность от этой утраты, прилагали неимоверные усилия, чтобы вернуть себе Божие расположение. Для этого они налагали на себя строгий пост, безропотно переносили различные издевательства и гонения от людей, носили самую простую одежду, в общем, ограничивали себя во всем что только можно, лишь бы восстановить связь с Богом, получить назад то, что даже не теряли, а попросту выбрасывали.  Абстрактная гармония души или некий внутренний покой не интересует того, кто действительно раскаивается в своих грехах. 
 
Для первой исповеди человеку может быть очень сложно начать говорить о своей проблеме, более того, даже формулировка ее может быть очень трудной. И здесь огромное значение играет духовный опыт священника, который принимает исповедь. Опытный пастырь смотрит на устроение человека, на его душу. Опытный священник смотрит вглубь души человеческой, и своим отрицательным отношением ко греху человек сам восстанавливает связь с Богом. Господь как милующий Отец, Всеведущий и Вездесущий, изглаждает грех и умиряет душу. Тот, кто на собственном примере ощутил целебное (если так можно выразиться) действие исповеди знает, чего стоит это прощение. И именно это чувство благодарности подвигает христианина посвящать свою жизнь Богу, служить Ему. Замечательно суть покаяния передает текст молитвы Пророку и Предтечи Крестителю Христову Иоанну: 
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
 
Для подготовки к исповеди существует множество замечательных пособий. Но мы остановимся на простых рекомендациях. 
1. Ни при каких условиях не стоит поддаваться отчаянию, если вдруг возникло острое желание в исповеди, но внутри присутствует чувство, что «грех очень велик», что «Господь меня не простит», «лучше выпить рюмку водки и все пройдет» и подобное и, не дай Бог, мысли о суициде. 
2. Можно начать готовиться к исповеди и записывать свои мысли, если сразу прийти в храм не получается по различным обстоятельствам. Как только проблема начинает формулироваться, она тут же переходит в режим решения. Самое опасное для возникшей проблемы кроется в ее формулировке. 
3. Зайдя первый раз в храм для того, чтобы исповедоваться, выясните, где и когда можно пообщаться со священником. Если заранее Вы что-нибудь напишите, то это может Вам помочь в беседе.
4. Если Ваше душевное состояние не очень хорошее, что может быть вполне логично, скажите священнику очень кратко, буквально «надо поговорить». Вам нужен Бог, возлагайте на Него надежду, повторяйте про себя любую краткую или знакомую молитву (Господи, помилуй! Господи, прости!).
5. Если вдруг сразу не получится исповедоваться, но удалось побеседовать со священником, Вы почувствовали от этого общения пользу и Вам удалось наладить доверительную связь, не останавливайтесь на достигнутом. Внимательно выслушайте рекомендации, обдумайте их, постарайтесь их «кодифицировать» – выбрать то, что важно на первых порах, а что может быть второстепенным. Приложите усилия к тому, чтобы начать выполнять предназначенные только Вам советы. Помните – Вы пришли и попросили, Вам дали, значит это Ваше, следовательно, Вы можете этим распоряжаться, а не закапывать в землю. 
6. Побеседовать надо именно со священником, ибо на священников возложена пастырская обязанность и ответственность о душепопечении. Советы от служащих храма (или кого бы то ни было) как поститься или как готовиться к исповеди, что надо читать или кому (когда и сколько) надо молиться и прочее, могут оказаться бесплодными. Руководствуйтесь Священным Писанием: Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине. (Сир. 37, 17-19). Бывает и такое, что иной человек искусен и многих учит, а для своей души бесполезен. (Сир. 37, 22). Сложно найти человека, который идя к стоматологу, задерживается в регистратуре стоматологической поликлиники в надежде получить облегчение от зубной боли.
7. Проблема греха в том, что, если его осознавать и прилагать усилия для истребления его, он теряет силу. Наоборот, при укоренении в нем, только усиливается. 
8. Не ищите виноватых в Ваших проблемах – это ошибка и это не работает. Господь видит все. В этом смысле проекция на себя как на осужденного рождает в душе смирение, а оно угодно Богу. 
9. Не играйте с судьбой и не испытывайте Божие долготерпение. Любая проблема служит средством приближения к Богу. Если вовремя это не понять и начать откладывать решение в «долгий ящик», ничем хорошим впоследствии это не кончится. 
10. Господь любит труд ради Него. Это простая мысль, ее пояснять не надо.