Огласительные беседы

    Предварительно необходимо ознакомиться с выдержкой из документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».
   ссылка на полный текст документа 

«II.1. Оглашение

Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры.

Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности.

К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства.

В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.

Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:

Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни.

На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере.

На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей.

Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.

После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.

В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.

При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников.

В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни.

Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения.

Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.

Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления».


В Древней Церкви отношение христиан ко Крещению было особым. Римская империя того времени относилась к ним в какие-то времена настороженно, а в какие-то устраивала гонение. Вера Христова была верой недозволенной по той причине, что христиане не признавали никаких других богов, кроме Христа Бога. Законодательство и идеология Римской империи обязывали признавать всех богов, даже если гражданин в них не верил. Ситуация была примерно такая: если ты веришь, например, в богиню Афродиту, но не веришь в бога Зевса – это твоя проблема, ты можешь думать как хочешь. Но если тебя вдруг спросят об отношении к Зевсу, ты обязан был признать его существование и уважение к тому, кто в него верит. 

Очень знакомая ситуация и в наше время, когда деформированное всеядное мышление становится нормой. Конформизм, возникающий под влиянием тоталитаризма, не способен сообщить человеку полноту жизни.  Поэтому христиане вполне осмысленно не шли ни на какие компромиссы – они не признавали как внутренне, так и внешне существование иных порядков, кроме Божественного, иных богов, кроме Единого Бога — Господа нашего Иисуса Христа, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Эта бескомпромиссность обходилась им дорого, как, собственно, во все времена любое стояние в правде. Церковь, по сути, только начинала свое земное странствование. Многие проблемы в виде расколов и ересей еще на касались ее, но разногласия (разномыслие) и гонения от внешних уже начинали входить в повседневную жизнь христиан. Одних проблемы укрепляли, другие под их давлением оставляли Церковь или становились в ней приспособленцами.
   

Требование к новоначальным, которое предъявляли христиане, было весьма высоким. Прежде, чем человека допускали ко крещению, нужно было не только пригласить его в храм для беседы, но и получить свидетельство о его жизни от поручителей. И даже после такого поручительства оглашенный не сразу допускался до Таинства. В чине Божественной Литургии мы видим свидетельство этого – после прочтения Евангелия произносится молитва «об оглашенных», которым в конце этого прошения указывается на дверь (на выход). В каком-то смысле такую строгость можно справедливо толковать как проверку временем для того, чтобы понять, насколько осознанно человек относится к вере, насколько она важна для него. (Сегодня примером такого пролонгированного и осознанного подхода может служить монашеский постриг, - в монашество обычно постригают после пятилетнего искуса в монастыре). 

Нравственное состояние, моральные качества, как бы старо это не звучало, были и, собственно, по сей день являются важнейшими основами для христианина. Одного желания креститься в первые века христианства могло оказаться мало, и это подчеркивало особую причастность человека к Церкви, особую ценность. Необходима была как стойкость в вере, так и внутренняя работа над собой (молитва, творение добрых дел, стяжание добродетелей, искоренение в себе зла, порока, желание быть и жить со Христом). 
   

Сегодня другие времена. Трудно сказать, насколько они сложнее или проще по сравнению с первыми веками христианства. Но суть остается прежняя – вера также, как и раньше, является Великим Даром. И к этому Дару необходимо сформировать соответствующее его величию отношение. Сегодня креститься может каждый желающий. Но каково его отношение к вере? Насколько человек созрел для того, чтобы стать христианином, идти вслед за Христом, неся свой крест? Получит ли Церковь в лице нового своего члена верного, честного и добропорядочного христианина-молитвенника или это будет очередной гость, ищущий только своей выгоды, удобно приспосабливающийся к ситуации даже в ограде церковной (или монашеской)? Что сегодня может стать проверкой стойкости в выбранном пути: внешнее притеснение со стороны людей или собственный гедонизм, который под маской верующего скрывает примитивное фарисейство? Люди неверующие или, лучше сказать, сомневающиеся, смотрят на нас христиан зачастую скептически. Кто мы, православные христиане – люди глубокой души, наполненной содержанием, смыслами или бесполезные и бессмысленные земные приспособленцы, способные только на декларации и спекуляции на высоких понятиях о добродетелях, в самих себе этих добродетелей не имеющих?  

В книге Деяний Апостольских (Деян. 8, 26-40) сам вельможа был заинтересован текстом Священного Писания. И это была не просто заинтересованность, но искренне желание приобщиться благодати Божией. Дух Святой, зная тайны человеческого сердца, направил к вельможе апостола Филиппа, которого вельможа и упросил крестить его.  
   

Не от одного желания или традиции, но в большей мере от глубокого и искреннего движения сердца к Богу, обновления ума возникает та твердая основа, которая во всей полноте раскрывает отношение человека к вере во Христа. Дух Божий направил Филиппа не просто видя желание вельможи, но некую жажду Бога. Видя такой пример из Священного Писания, есть над чем задуматься, прежде чем принять Таинство Крещения, потому что христианство не есть доктрина, но образ жизни, образ мышления, направленная воля к Богообщению, к Богопознанию, желание быть со Христом, желание вечной жизни, желание чистоты ума, души и тела
   

Огласительная беседа не есть инструктаж, но в большей степени осознанная подготовка к Таинству. Сердцем человек может чувствовать необходимость быть с Богом, но жизнь христианская, как жизнь осмысленная, говорит о большей ответственности, нежели одни только чувства, ведь влюбленность далека от того, что мы называем Любовью. Христианство есть борьба со грехом, понуждения себя к творению добрых дел, к внутреннему очищению ума и сердца, что, по сути, для многих есть труд титанический. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф. 7, 13-14). Таинство Крещения не есть подобие налоговой декларации по типу «я крестился и сего довольно», потому что такая позиция к православной вере никакого отношения не имеет. В этом смысле застойные явления есть признак скрытого неверия.
   

Для бесед необходимо выбрать время. Можно предварительно созвониться или прийти в храм, чтобы священник назначил встречу в удобное время. Не лишним будет самостоятельно ознакомиться с некоторыми вопросами, которые перечислялись в начале этого раздела. 
   

Чтобы Таинство не превратилось в пустой обряд или в сплошное впечатление, и ум не остался бесплодным, ознакомление с текстом Последования святого Крещения и Миропомазания раскроет все основные мысли и цели Таинства.    

Напоследок приведем отрывок из документа, обозначенного в начале.  
 

«Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2).

Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42).

Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5).

Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».

78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».

7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12)».